Руководство НАК «Нафтогаз» и его приближенные помогли выбить деньги из родственного «Черноморнефтегаза». Приложили максимум усилий, пролоббировали пачку нужных решений и закон. Все данные и факты говорят о том, что во главе процесса стоял бывший и.о. министра энергетики Юрий Витренко, который в ту пору сначала был главным советником председателя правления, а после и исполнительным директором НАК «Нафтогаз Украины».
В Dubinsky.ua попала переписка некого Олега Линника с людьми, которые были заинтересованы взыскать долги с одной из дочек НАК «Нафтогаз» — компании «Черноморнефтегаз».
Немного о «Черноморнефтегазе»
На начало 2014 года государственный акционерное общество «Черноморнефтегаз» являлось одним из крупнейших предприятий украинского ТЭК, которое обеспечивало разработку шельфа Черного и Азовского морей. Там добывалось около 2 млрд куб.м. природного газа. 100% госкомпании находятся в уставном капитале НАК «Нафтогаз Украины», это единственный акционер.
После аннексии Крыма все движимое и недвижимое имущество «Черноморнефтегаза» было отнято в собственность так называемой «Республики Крым».
Из-за чего «Черноморнефтегаз» потерял доступ к большинству месторождений полезных ископаемых и производственных активов, расположенных на территории Крыма. А также к первичной бухгалтерской, налоговой и финансовой документации предприятия за период до начала временной оккупации.
Постановлением Кабмина от 04.03.2015 года №83 «Черноморнефтегаз» был внесен в перечень объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, хотя на май 2018 года он имел всего три ценных актива, не находящихся в Крыму:
- Стрелковое газовое месторождение (находится вблизи с. Стрелковое Генического района Херсонской области), контроль над которым восстановлено в 2017 году;
- краново-монтажное судно «Титан-2», которое расположено в Мексике (в аварийном состоянии)
- судно обеспечения «Атрек», что находится в Бразилии.
Также предприятие имело действующие лицензии по транспортировке природного газа магистральными газопроводами и хранению газа в подземных хранилищах. А еще специальные разрешения на пользование недрами.
На 31 апреля 2018-го хозяйственная деятельность «Черноморнефтегаз» практически не велась, а кредиторская задолженность, подтвержденная решениями судов, составляла около 500 млн грн, и постоянно увеличивалась из-за начисления процентов и неустоек по кредитам.
Было открыто 65 исполнительных производств на общую сумму около 350 млн грн. А главное — были наложены аресты на средства предприятия и его имущество. Задолженность возникла по договорам, заключенным до временной оккупации Крыма. А компании-кредиторы не могли вернуть свои деньги.
О Линнике и связи с Витренко
В 2017 году Юрий Витренко был коммерческим директором «Нафтогаза» и курировал вопросы «Черноморнефтегаза». Он даже пытался взыскать с РФ крупную сумму за отнятые производственные активы нашей компании.
При этом с Витренко тесно общался и даже имел дела некий Олег Линник. Это не работник НАКа, а посредник или, как говорят на западе, лоббист. То есть человек, который помогает решать проблемы за оговоренное вознаграждение, находя нужных для этого людей.
В вопросе «Черноморнефтегаза» таким нужным человеком для Линника была нынешний руководитель Минэнерго Юрий Витренко. Ведь именно он вел «Черноморнефтегаз» по долгу своей службы в НАК «Нафтогаз». А клиентами Линника стали две компании-кредитора «Черноморнефтегаза». То есть они вышли на него, чтобы тот в личном порядке договорился об уплате долгов. Договорился, конечно, не просто так, а за вознаграждение.
Сумма задолженности называлась на уровне 75,7 млн гривен, а компании-кредиторы, которым не удавалось ее взыскать официально (при помощи постановлений суда и судебных исполнителей) — это ООО «Нефтесервис» и ООО «Инко-Профит».
Понятно, что сделать это без своих людей было сложно или даже невозможно. Потому кредиторы начали предварительные переговоры с Олегом Линников заранее — где-то с конца 2016 года. После чего тот стал подбираться к руководству НАК «Нафтогаз», и, как показывается переписка, оказавшаяся в руках Dubinsky.ua, — смог выудить из него документы, необходимые для взыскания долгов. Из материалов понятно, что вся эта история напрямую замыкалась на Юрия Витренко, на которого неоднократно ссылался в своей переписке посредник-Линник.
Услуги Олега Линника, надо сказать, стоили немало — $45 тыс. Но, впрочем, и из «Черноморнефтегаза» хотели выбить солидную сумму — 75,7 млн гривен. Причем в то время, когда предприятие находилось в очень сложной ситуации — на грани банкротства.
Подключили Порошенко и приняли закон
13 марта 2018 года Верховная Рада приняла закон №2320-VIII, направленный на недопущение банкротства ГАО «Черноморнефтегаз» и на продление срока действия специальных разрешений на пользование недрами, выданными на участки, расположенные на временно оккупированной территории Украины.
Это позволило сохранить предприятие, однако, не восстановило его полноценную работу. Оно все еще было лишено возможности оперативного финансирования и регулирования разработок месторождений, прежде всего Стрелкового газового месторождения. Счета были заблокированы.
Но тут подоспел другой документ — законопроект №8338: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по восстановлению деятельности Государственного акционерного общества «Черноморнефтегаз». Его инициатором стала нардеп Ирина Луценко — помощница Юрия Витренко и человек тогдашнего президента Петра Порошенко. Она активно лоббировала законопроект и добилась его принятия 236 голосами нардепов 22 ноября 2018 года.
Совершенно очевидно, что законопроект появился не на пустом месте, а благодаря хлопотам и договоренностям Витренко, с которым на тот момент уже вплотную сотрудничал лоббист Олег Линник. Также понятно, что одних договоренностей Линника было недостаточно. Схема разрасталась на глазах, а к процессу подключили Порошенко — то есть Администрацию Президента, на минуточку. Нужно было его влияние и люди, чтобы провести нужный закон через Верховную Раду. Даже при наличии всего этого потребовалось время — рассмотрение законопроекта растянулось на 7 месяцев.
В итоге законом было установлено, что на период временной оккупации Украины «Черноморнефтегаз» открывает текущий счет со специальным режимом использования для:
- Проведение расчетов по обеспечению производственной, инвестиционной деятельности, деятельности по защите имущественных прав и законных интересов в судах (арбитражах).
- Погашения задолженности по договорам, заключенным до начала временной оккупации территории Украины, которая подтверждена судебным решением, вступившим в законную силу, и постановлением об открытии исполнительного производства, а также задолженности перед бюджетом.
Такой счет должен открываться в уполномоченном банке, определенном Кабмином по предложению НАК «Нафтогаз Украины».
В пояснительной записке к данному законопроекту было написано:
«Окремі законодавчі акти України передбачають можливість для визначених підприємств відкривати поточні рахунки із спеціальним режимом використання, на кошти на яких не може бути звернено стягнення за зобов’язаннями суб’єкта або накладено арешт, а операції за такими рахунками не підлягають зупиненню.
Зважаючи на зазначене, відновлення повноцінної господарської діяльності ДАТ «Чорноморнафтогаз» потребує внесення відповідних змін до чинного законодавства України».
40% вознаграждения
Разумеется, когда все это протаскивали через Раду, то продвигалась ключевая идея о спасении госпредприятия, которому был нанесен огромный урон из-за захвата Крыма. Однако переписка, оказавшаяся у Dubinsky.ua, доказывается, что «за ниточки дергал» Юрий Витренко, а его постоянно стимулировал Олег Линник.
Также из сопутствующей информации стал ясен интерес самого Витренко — он должен был получить за содействие со стороны «Нафтогаза» вознаграждение в размере 40% задолженности «Черноморнефтегаза» перед предприятиями-кредиторами. Из вышеупомянутых 75,7 млн грн это получится более 30 млн грн. Без сомнения гигантская сумма, за которую стоит постараться.
40% вырисовываются из договора на предоставление юруслуг, который был подписан ООО «Нефтесервис» и ООО «Инко-Профит с частной компанией в конце 2016 года, где комиссия составляла 40% от суммы которая будет взыматься с «Черноморнефтегаз».
«Юра серьезный парень»
Если все это обобщить, вы вырисовывается следующая причинно-следственная связь и совсем нелицеприятная картина для Юрия Витренко. Сперва лоббист Олег Линник добывает для своих партнеров закрытую информацию по долгам «Черноморнефтегаза», что подтверждается перепиской, оказавшейся в руках Dubinsky.ua. Затем он через своего человека в «Нафтогазе» (Витренко) и после подключения Администрации Президента и принятия нужного закона, помог открыть спецсчета для расчета по долгам.
Линник в переписке со своими заказчиками несколько раз упоминает имя Юрия Витренко, и ссылается на его связи и действия. Однако прямого диалога самого Витренко с выгодополучателями в истории с «Черноморнефтегаза» не возникает. Собственно, для этого и нужны посредники типа Линника — чтобы не замарать первых лиц.
Однако при изучении переписки и всей сопутствующей документации, след «Нафтогаза» и его главного решалы — Юрия Витренко, совершенно очевиден. Только он мог быть в центре происходящего процесса и двигать его в нужном направлении.
Сам же Олег Линник, как уже писалось выше и видно из переписки, получил за свои хлопоты вознаграждение в размере $ 45 тыс. двумя частями от двух предприятий. Процесс получения тянулся долго и у заказчиков было очень много вопросов к организации работы.
А 9 августа 2018 года, Олег Линник направил сообщение, в котором написал, что некто «он» (очевидно Витренко) «договорился с первым» (вероятно с Президентом Порошенко), и прислал фото того самого законопроекта, который после был с третьего раза проголосован депутатами Верховной Рады.
Еще Линник в одном из сообщений писал «Юра же серьезный парень, никогда не подводит по срокам — февраль, значит февраль».
Всех этих предварительных данных достаточно для открытия уголовного расследования и тщательного расследования всех фактов правоохранительными органами. Для привлечения основных фигурантов (Линника, Витренко) и их соучастников к уголовной ответственности за хищения.